Top.Mail.Ru
11 нояб. 2025

Тревога начинается в детстве: как ранний опыт формирует взрослую психику

«Почему я тревожусь, даже когда всё вроде бы хорошо?» — этот вопрос звучит у моих клиентов чаще всего.

Тревога знакома каждому: иногда она появляется как лёгкое волнение перед важным событием, а иногда превращается в постоянный фон, лишающий сна и жизненных сил. Кажется, что нужно всё время быть настороже — вдруг что‑то пойдёт не так, кто‑то обидится или случится беда.

У каждого тревога проявляется по‑своему: кто‑то не может расслабиться и всё контролирует, кто‑то живёт в спешке, боится опоздать или не справиться. (Кстати, про людей-электровеников рассказала здесь). На первый взгляд это выглядит как активность, но на деле — способ не сталкиваться с внутренним беспокойством. И корни этого чувства чаще всего уходят в детство.

В этой статье мы разберём, откуда берётся тревога, как она влияет на жизнь и что помогает постепенно вернуть себе спокойствие.

Что такое тревога?


Тревога — это особое эмоциональное состояние, которое проявляется как ощущение надвигающейся беды или катастрофы, даже если нет очевидной причины или конкретного объекта страха. Она отражается не только в психике, но и в теле: учащённое сердцебиение, повышенное потоотделение, покраснение кожи, мышечное напряжение. Для одних людей тревога становится реакцией на внешние обстоятельства, для других — постоянным внутренним фоном, который сопровождает их повседневную жизнь.

Психологи различают тревогу эндогенную и экзогенную. Эндогенная рождается внутри психики и чаще всего уходит корнями в раннее детство. Она может проявляться как постоянная суета, стремление всё контролировать, быть в движении, не останавливаться. Человеку кажется, что он просто активен, но на самом деле это способ справляться с внутренним беспокойством. Экзогенная тревога возникает как реакция на внешние события.

В норме психика умеет регулировать такие состояния, но при сильных стрессах или травмах эта способность нарушается, и тревога закрепляется как хроническая. Особенно тяжёлой формой является тревога травматического генеза, возникающая после событий, выходящих за пределы привычного опыта: утраты, насилия, катастрофы.

Проверить свой уровень тревожности за 2 мин. можно здесь.

Корни тревоги: опыт раннего детства

Способность справляться с тревогой формируется в самом начале жизни. В первые годы жизни малыш не умеет сам себя успокаивать. Все его состояния — психосоматические: он плачет, когда ему больно, голодно, холодно, страшно или одиноко, но не может сам справиться с этим напряжением. Именно мать или другой значимый взрослый становится для него «контейнером» тревоги — тем, кто выдерживает его эмоции, успокаивает, возвращает чувство безопасности.

Если мама приходит на плач ребёнка, берёт его на руки, обнимает, согревает, кормит, малыш постепенно усваивает: тревогу можно выдержать, мама всегда придёт и поможет. Так формируется базовый навык саморегуляции. В будущем этот опыт превращается во внутреннюю опору: человек учится справляться с волнением, находить способы успокоиться, доверять миру.

Но если мама эмоционально недоступна, сама тревожна или не умеет выдерживать чувства ребёнка, ситуация складывается иначе. Малыш остаётся один на один со своим страхом и возбуждением. Иногда он изнуряет себя плачем, пока не заснёт от бессилия. Иногда его тревога усиливается ещё больше, потому что мать транслирует собственные страхи: «Ты заболеешь», «Не ходи — упадёшь», «Будь осторожен». В таких условиях ребёнок не получает опыта успокоения, а наоборот — учится жить в постоянном беспокойстве.

То, как мать успокаивала ребёнка, становится внутренним шаблоном. Как мама укачивала девочку, так она будет укачивать своих кукол. Взрослый человек бессознательно воспроизводит эти механизмы: как мама говорила «пись-пись», чтобы помочь ребёнку «сходить по маленькому», так он будет говорить себе и своим детям. Так формируется способность к саморегуляции и внутреннему успокоению.

Эмоциональная депривация — разлука с матерью, ранние ясли, госпитализация без сопровождения, или отсутствующая мать — тоже оставляют глубокий след. Когда рядом нет взрослого, способного выдержать и переработать тревогу ребёнка, его психика оказывается перегруженной. Вместо того чтобы развиваться, она тратит силы на выживание. В дальнейшем такой ребёнок часто становится тревожным взрослым: он не умеет распознавать свои чувства, не знает, как себя успокоить, и живёт в постоянном ожидании беды.

Таким образом, тревога во взрослом возрасте часто является отражением того, чего не хватило в детстве: устойчивого тёплого контакта, эмоциональной поддержки, фигуры, способной выдерживать и перерабатывать сильные чувства. Именно поэтому психотерапия тревожных состояний так часто строится вокруг восстановления этого опыта. Терапевт становится той устойчивой фигурой, которой когда‑то не хватило, и помогает клиенту постепенно научиться самому выдерживать тревогу, заботиться о себе и находить внутреннюю опору.

Путь маленьких шагов к спокойствию

У тревожных людей почти всегда нарушена способность распознавать и перерабатывать собственные чувства. Чем выше уровень тревоги, тем беднее эмоциональный интеллект. В некоторых случаях развивается генерализованное тревожное расстройство — постоянное ощущение надвигающейся катастрофы, сопровождающееся бессонницей, истощением и телесными симптомами. Если тревогу подавить только медикаментами, не прорабатывая её психотерапевтически, велика вероятность развития депрессии.

Моя работа с тревогой в психотерапии строится вокруг двух ключевых направлений. Первое — создание противотревожного контакта с клиентом. В терапии клиент получает опыт общения с устойчивым, принимающим психотерапевтом, способным выдержать все тревожные рассказы клиента. Терапевт становится своеобразной «нетревожной мамой», которая выдерживает тревогу клиента, контейнирует её и помогает психике постепенно научиться справляться самой. Регулярность встреч и предсказуемость сеттинга сами по себе становятся противотревожным фактором. Вторая задача — это изменение отношения к тревоге. Я объясняю клиенту, что тревога — не враг, а сигнал. Это та часть самого клиента, которая нуждается во внимании и заботе. Мы находим в человеке другие здоровые части его самого, которые помогут справиться. Когда человек учится воспринимать тревогу не как разрушительную силу, а как одну небольшую часть себя, и начинает наблюдать за ней, она перестаёт быть всепоглощающей.

Терапия тревожных состояний требует времени и регулярности. Люди живут с тревогой годами, часто с самого детства, и чтобы психика начала функционировать по-новому, нужно много встреч, в которых тревога постепенно снижается. Важно помнить, что тревога — психосоматическое состояние, и работать с ней можно не только через психику, но и через тело. В терапии я рекомендую клиентам дыхательные практики, медитации, йогу, прогулки, физическую активность - всё это помогает снизить уровень кортизола и адреналина, и вывести организм из режима постоянной мобилизации.

Работа с тревогой — это путь маленьких шагов. Она требует терпения и готовности клиента включаться в процесс не только в кабинете, но и в повседневной жизни. Постепенно человек учится заботиться о себе, распознавать свои потребности, находить внутреннюю опору. И тогда тревога перестаёт быть разрушительной силой, превращаясь в сигнал, который можно услышать, понять и переработать. Именно в этом и заключается цель психотерапии: вернуть человеку способность жить не в постоянном напряжении, а в состоянии большей устойчивости, спокойствия и уверенности в себе.

Записаться на консультацию можно ЗДЕСЬ.

Полезные видео-техники вы найдёте на:

ВК сообщество "Психология простыми словами с Юлией Валерьевной"

Интересные статьи вы найдёте на моём канале Дзен "Блог психолога".