Психолог, Гореликова Ю
Встречали таких? Кажется, у них внутри встроен моторчик. Они всё время в движении — бегают, суетятся, пашут. Их день расписан по минутам, но 24 часов в сутках им всё равно не хватает. Даже спорт для них — не способ расслабиться, а ещё одна задача в списке: они могут одновременно тренироваться, говорить по телефону и смотреть сериал. Они не умеют быть «здесь и сейчас». Они будто живут на автомате, никогда не отдыхают, внутреннее возбуждение не отпускает их ни на минуту.
Часто это люди с худощавым телосложением, напряженным, сосредоточенным лицом, быстрой сбивчивой речью. У многих из них — генерализованное тревожное расстройство. Только они никогда не скажут, что они тревожные. Если узнали себя или кого-то из близких, напишите в комментариях слово «Тревога» — я пришлю тест, который поможет оценить уровень вашей тревожности и наличие тревожного расстройства.

Так откуда берётся это состояние вечной мобилизации? Почему организм живёт на кортизоле, как на батарейках? И какие последствия может иметь такая перегрузка — для психики, тела и жизни в целом?
За этой внешней суетой часто скрывается тревога. Тревога — это необъяснимое ощущение надвигающейся беды. Тело и психика человека живут постоянно в режиме боевой готовности. Человек живет в “мышечном панцире”, быстро соображает, также быстро говорит, с трудом засыпает и плохо спит. Кстати, в статье «Дрожь вместо сна» рассказала про то, как бывает сложно заснуть, когда тело дрожит от накопленного стресса.
Тревога всегда психосоматична. Она проявляется через тело: учащённое сердцебиение, чрезмерная потливость, покраснение кожи, мышечные зажимы, невозможность расслабиться. Это гиперактивная реакция всей нервной системы.
У людей-«электровеников», как правило, эндогенная форма тревоги — та, что рождается внутри и уходит корнями в раннее детство. Именно тогда, через контакт с матерью, формируется способность психики ребёнка выдерживать дискомфорт и тревогу. От того, как мама справлялась с этой функцией, зависит будущая способность человека переносить напряжение и самоуспокаиваться.
Опишу этот механизм подробнее. Когда младенец испытывает дискомфорт — ему мокро, голодно, холодно или одиноко — он плачет, зовёт маму. Если мама приходит, обнимает, греет, кормит и успокаивает, ребёнок учится: мир безопасен, тревогу можно выдержать, помощь приходит. Но если мама не приходит, если ребёнок болеет, лежит в больнице один, ходит в ясли слишком рано — он остаётся один наедине со своей тревогой. Он безутешно плачет в кроватке, но к нему никто не подходит. Он изнуряет себя плачем, а потом засыпает от бессилия. Его голос не слышат. Он учится переживать эмоции не словами, а поведением.
Дети, лишённые заботы и тепла, например в детских домах, часто раскачиваются в кроватке, чтобы хоть как-то себя успокоить. Они могут плакать часами, но никто не удовлетворяет их потребности «посидеть на ручках у мамы».
А иногда у ребенка бывает мама, которая сама не способна справляться с тревогой. Следовательно, тревожная мама будет передавать ребенку всё своё беспокойство и вырастет он в свою очередь в тревожного взрослого.
Так формируется психика, которая не умеет выдерживать напряжение. Взрослый человек с таким младенческим опытом не может просто расслабиться — он вынужден постоянно действовать, чтобы справиться с наплывом тревоги. Здоровая психика должна уметь разряжаться через чувства и эмоции: мечтать, фантазировать, плакать, видеть сновидения. А психика «электровеника» разряжается только через действия, которые приводят к физическому и моральному истощению.

Поскольку мама не научила его успокаиваться через близость и заботу, такой человек не способен выстраивать глубокие эмоциональные связи, которые могли бы играть противотревожную роль. Он не умеет успокаивать другого — более того, заражает окружающих своей нервозностью.
У тревожного человека почти всегда есть трудности с распознаванием собственных чувств. Его психика затоплена тревожными переживаниями и не справляется с переработкой эмоций. Непереработанные чувства отщепляются, проецируются вовне или уходят в тело, вызывая психосоматические симптомы.
Способность к отдыху тоже формируется в глубоком детстве — через контакт с матерью. Если этого опыта не было, человек прибегает к компульсивной активности, чтобы «заслужить» право на отдых. Но это очень дорогой способ для организма. Рано или поздно организм изнашивается, силы заканчиваются. Наступает физическое истощение, надпочечники истощаются от постоянного выброса кортизола, а хроническое напряжение выливается в запоры, мышечные спазмы и панические атаки.
Первый шаг — начать учиться практикам самоуспокоения. Да, это требует волевого усилия: чтобы изменить привычные поведенческие паттерны, нужно идти против автоматизма, в котором вы жили годами. Но это возможно.
Важно начать формировать бережное отношение к себе, любовь к своему телу, внимание к своим чувствам. То, чего не хватало в младенчестве, теперь можно дать себе самостоятельно или с помощью психотерапевта. Очень важно, чтобы сам психолог не был тревожным. Доброжелательный, принимающий специалист становится той значимой фигурой, которая выдерживает тревогу клиента, не обесценивает, не пугается. Постепенно человек перенимает эту способность тревожиться и не разрушаться, справляться с внутренним напряжением.
Это не быстрый путь. Если вы прожили десятилетия электровеником, потребуется время, чтобы научиться новому. На сессиях в психотерапии мы будем учиться наблюдать за тревогой, изучать её, не избегать. Задача — принять ту часть себя, которая живёт в тревоге и не умеет успокаиваться. И одновременно — найти или вырастить в себе другую часть, ту, которая умеет любить, заботиться, быть живой, здоровой и со всем справляться легко.
Записаться на консультацию можно ЗДЕСЬ.
Полезные видео-техники вы найдёте на:
ВК сообщество "Психология простыми словами с Юлией Валерьевной"
Интересные статьи вы найдёте на моём канале Дзен "Блог психолога".